Россия, Саратов, им. Чемодурова В.И. улица
Телефон:
+7 (845) 262-07- Показать номер
Пн-пт: 08:00—20:00; сб: 09:00—16:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vk email

Морфологический разбор слова «аграмматизм»

Что такое аграмматизм?

  • Человек не понимает написанного.
  • Он не способен пересказать прочитанное, выделяет лишь отдельные слова.
  • Человек плохо высказывает свою мысль.
  • В речи индивида отсутствуют определенные части: предлоги, союзы, глаголы.

В таком случае необходимо обратиться к врачу. Только он способен выявить причины нарушения речи. Это может не быть аграмматизм, в таком случае ставится точный диагноз и назначается лечение.

У людей с рассматриваемой патологией наблюдаются повреждения в сильвиевой части головного мозга. Применяется аграмматизм в отношении письма или чтения. У взрослых может наблюдаться при афазии – использование в речи слов, созвучных по произношению, но не подходящих по смыслу.

Типы аграмматизмов

Аграмматизм выражается в двух типах и формах:

  1. Импрессивный – нарушение восприятия. Человек частично или полностью не понимает, что ему говорят. Это вызвано изменением работы клеток головного мозга, которые не позволяют трансформировать звуковые сигналы в образы, мысли.
  2. Экспрессивный – нарушение выражения. Человек не способен выразить свою мысль, перевести ее в речь, слова. Здесь не используются падежи, склонения, предлоги, предложения складываются неправильно или неполно. Она может носить моторный или сенсорный характер.
  • Сенсорные нарушения приводят к неспособности воспринимать, чувствовать звук.
  • Моторные нарушения связаны с невозможностью человека использовать мышцы языка, гортани, челюсти, чтобы произнести то или иное слово.

Необходимо разделять недостаточность обучения и аграмматизм. Согласно Либману, выделяют три степени аграмматизма:

  1. Человек не способен составить предложение, а также повторить его. Зачастую заменяет его одним словом.
  2. Человек пользуется шаблонами предложений, где не выражены изменения формы слов, однако не всегда это ему удается сделать правильно.
  3. Человек синтаксически неправильно составляет предложения, преимущественно ошибки проявляются в склонениях. Это возможно при заикании и косноязычии.

Аграмматизм в восприятии речи

Основными симптомами аграмматизма в восприятии речи являются :

  • затруднённое восприятие предложений, в которых семантические ролиучастников могут быть обращены (так, Кошка преследует собаку понимается хуже, нежели Кошка пьёт молоко , потому что ситуация «молоко пьёт кошку» невозможна);
  • затруднённое восприятие предложений с порядком слов, отклоняющимся от базового для данного языка;
  • затруднённое восприятие предложений со сложной синтаксической структурой по сравнению с более простыми.

Симптомы аграмматизма, связанного с восприятием речи, могут быть выявлены в ходе эксперимента, в котором испытуемому предлагается определить, какой из демонстритуемых рисунков соответствует предъявляемому экспериментатором предложению.

Симптомы аграмматизма

Распознать аграмматизм очень легко: человек неправильно фонематически, грамматически или лексически использует речь. Обычно дети, у которых он развивается, не составляют предложений до 3-х и даже 4-х лет. Неправильно используются грамматические формы. Какие существуют симптомы аграмматизма?

  • Затрудненное понимание речи, где роли героев обращены.
  • Затрудненное понимание предложений, где слова переставлены в более сложные формы.
  • Затрудненное понимание фраз со сложным синтаксисом, нежели с простым.

Наличие аграмматизма выявляется путем демонстрирования серии картинок, среди которых необходимо выбрать ту, которая соответствует предложению экспериментатора.

Аграмматизм характеризуется:

  • Бедностью и простотой составляемых предложений (или полной неспособностью составлять фразы).
  • Низким темпом речи, поскольку больной приспосабливается к своей патологии.
  • Опущением некоторых слов: глаголов, предлогов, артиклей.
  • Невозможностью составить предложения с непривычным порядком слов.

Многие родители не обращают внимания на то, что их ребенок отстает в речи. Им кажется, если он произносит звуки, значит, все нормально. Однако когда наступает время обучению письму, тогда отмечаются аграмматизмы. Например, «на окну», «длинный лента».

Приставки и суффиксы в словах усваиваются к 7-8 годам. Речь в основном формируется к 4-м годам. Далее идет корректировка и укрепление. Если родители игнорируют отклонения, тогда аграмматизм отмечается учителями, которые замечают, что ребенок неправильно составляет предложения. К 7-8 годам аграмматизм проявляется отчетливо.

Реабилитация

В отечественном подходе к реабилитации пациентов с эфферентной моторной афазией (по Л. С. Цветковой) восстановление предикативности речи и преодоление аграмматизма ставится целью на третьей стадии восстановительного обучения. Если же у пациента синтаксическая афазия наблюдается изолированно, восстановительную работу можно начинать с этой стадии. Первая цель особенно важна при грубой степени нарушения, когда в речи практически не используются глагольные формы. Используемые методы:

  1. Выделение глаголов из упроченных рядов (выбираем хорошо знакомый пациенту текст, например, стихотворение; подчеркиваем в нём глаголы и обсуждаем их значение);
  2. Подбор глаголов к предметам (пациенту даётся существительное, к которому он должен написать как можно больше подходящих глаголов);
  3. Подбор флексий (ссылка) и отработка значений морфем в разных ситуациях (показываем картинку и просим выбрать верную форма слова из предложенных);
  4. Построение структуры фразы с помощью метода фишек (нужно составить развёрнутую фразу по картинке, при этом структурные элементы связываются с фишками). Сначала при построении фразы пациент максимально ориентируется на фишки, постепенно их роль уменьшается. Тем самым мы помогаем пациенту выразить замысел, возникающий спонтанно.

Цель следующей стадии реабилитации — восстановление связной фразовой речи. Здесь используются такие методики, как составление фраз по картинкам, по серии картинок, метод диалога и метод ролевых игр.

Причины аграмматизма

Родители, которые наблюдают аграмматизм у своего ребенка, наверняка задаются вопросом: каковы его причины? Здесь можно выделить несколько факторов.

Способность воспринимать и воспроизводить речь зависит от:

  • возраста;
  • образованности;
  • психологического статуса;
  • уровня развития;
  • среды общения;
  • физического состояния;
  • коммуникабельности.

Причинами аграмматизма могут стать:

  • Органические изменения в отделе головного мозга.
  • Анатомические патологии.
  • Повреждения в лобной доли, сильвиевой борозде, височной доле.
  • Нарушения в состоянии нервных клеток головного мозга.

Тотальный аграмматизм провоцируется недоразвитостью или неправильным функционированием слуховых рецепторов. Если они неправильно или недостаточно улавливают звуковые сигналы, тогда ребенку сложно понять речь окружающих и затем ее воспроизвести. Таким образом, полноценная речь может быть сформирована, когда человек хорошо слышит и воспринимает окружающие сигналы, погружен в них.

Если аграмматизм развился у взрослого человека, который уже обладает навыками общения, тогда расстройством звуковых рецепторов данную патологию не объяснить. Врачи связывают это с неврологическими расстройствами.

Аграмматизм присущ людям с:

  • плохим или полным отсутствием слуха;
  • алалией;
  • афазией;
  • отставанием в развитии.

Примеры аграмматизма у школьников

Вопреки правилам грамматики, ребенок пишет аграмматично, к примеру, «на столу», или «длинный дорога». В соответствии с возрастными умениями, дети к четырехлетнему возрасту уже должны уметь согласовывать слова правильно. Следует отметить, что в этом возрасте подобные речевые ошибки нельзя считать нормой. Когда малыш допускает ошибки, такие, как «деревы», или «возле там», то конечно, требуется обязательная консультация специалистов. Если говорить о правилах словообразования, где использованы приставки, суффиксы, то подобными умениями дети овладевают позже, примерно к восьмилетнему возрасту. В это время школьник уже должен уметь нормально согласовывать между собой слова, и без труда образовывать новые. Если же подобного не происходит, то специалист диагностирует у детей аграмматизмы.

При поступлении в учебное заведение у детей школьного возраста имеющиеся аграмматизмы сразу же выявляются. При этом отмечается ряд дефектов произношения, лексико-граматический строй является несформированным, также не соответствует связная речь, фонетическое восприятие. Более отчетливо проявление аграмматизма наблюдается у семилетних и восьмилетних детей, потому что в это время школьники уже осваивают грамоту, изучают правила грамматики. Предпосылками можно считать наличие у ребенка бедного словарного запаса. Согласно исследованиям, данное нарушение происходит именно из-за бедности словарного запаса, также влияет неправильность понимания лексического значения.

Что такое аграмматизм и почему он возникает

Аграмматизм (дисграмматизм, параграмматизм) – нейропсихологическое нарушение, характеризующееся потерей способности анализировать грамматический строй речи. У больных возникают проблемы с восприятием и построением предложений, они не могут грамотно выражать свои мысли, у них наблюдаются трудности с чтением и письмом.

Подобные расстройства могут возникнуть при повреждениях коры головного мозга в лобной и височной области, общим поражением головного мозга и нарушении периферической части слухового анализатора.

Причинами развития заболевания могут быть:

  • Заболевания нервной системы
  • Травмы и повреждения головного мозга, в том числе внутриутробные и перинатальные.

Также аграмматизм возникает при тугоухости и умственной отсталости.

Иногда аграмматизм сопровождает речевые расстройства – афазии, когда больной не может выразить свои мысли словами и в результате общего недоразвития умственной системы.

Разведение понятий переднего и заднего аграмматизма

Нарушения грамматического оформления речи могут встречаться и при повреждениях задних отделов мозга, в рамках акустико-мнестической или семантической афазии. В этих случаях говорят о заднем аграмматизме. Хотя симптомы его отчасти схожи с синтаксической афазией, можно выделить некоторые существенные различия. Прежде всего, если в случае передних левосторонних повреждений изменения затрагивают синтагматические связи, то при заднем аграмматизме нарушаются парадигматические, то есть затрудняется выбор из ряда симультанно обрабатываемых объектов.

Речевое развитие ребенка

Речевое развитие ребенка начинается уже с первых месяцев его жизни, к 2,5 – 3 годам дети усваивают большинство грамматических правил устной речи, используют склонения, спряжения слов, изменяют их по лицам, числам и так далее. До 5-6 лет сохранение определенного аграмматизма у ребенка не считается патологией, маленькие дети строят фразу таким образом, чтобы максимально быстро донести информацию до собеседника, не беспокоясь о правильности составления предложений.

Также у детей различают 3 уровня общего недоразвития речи.

1 и 2 уровни – лепетная и начатки общеупотребительной речи. Такие нарушения устной речи могут быть связаны как с общим отставанием в развитии, так и с нарушением конкретно речевого развития.

3 уровень недоразвития – наличие фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонетическим недоразвитием характерно для аграмматизма.

Виды аграмматизма

Выделяют 2 основных вида нарушения:

  1. Импрессивный аграмматизм – нарушение восприятия. Из-за изменений в коре головного мозга больные не могут полностью или частично воспринимать слышимую речь. Это может быть как полное непонимание слышимого, так и частичное – например больные не воспринимают сложные предложения.
  2. Экспрессивный аграмматизм – нарушение воспроизведения. Больные понимают речь, но не могут использовать в разговоре или письме предлоги, склонения, падежи или неправильно составляют предложения. Выделяют сенсорный и моторный экспрессивный аграмматизм. Сенсорный обусловлен нарушением восприятия звукового сигнала, а моторный возникает при нарушениях управления мышечным аппаратом гортани, голосовых связок, челюстей и языка. Из-за этого больной не может повторять и воспроизводить сложные фразы или звуки.

Также различают 3 степени тяжести аграмматизма:

  1. Невозможность составить полноценное предложение, вместо этого аграмматик использует отдельные слова.
  2. Используются зачаточные предложения – слова в предложении могут быть не связаны, но донести общую мысль больной может.
  3. Синтаксический аграмматизм – наблюдаются ошибки в склонениях, спряжениях и при употреблении сложных предложений.

Аграмматизм в порождении речи

Аграмматизм в порождении речи характеризуется:

  • простотой и бедностью разнообразия синтаксических структур порождаемых предложений (или отсутствием полноценных предложений);
  • опущением служебных слов (артиклей, предлогов, вспомогательных глаголов) и местоимений. В языках, имеющих словоизменение, могут опускаться флексии[3] ;
  • низким темпом речи. С точки зрения теории адаптации (англ. adaptation theory ), это связано с попыткой больного приспособиться к нарушению своей речи, состоящему в замедлении процесса её обработки;
  • затруднённостью порождения предложений с нетипичным порядком слов.

Симптомы агграматизма

Если встречаются аграмматизмы в речи – это может быть как признаком неврологических нарушений, так и результатом неправильного обучения и низкого образовательного уровня, поэтому необходимо проверить восприятие речи человеком и его возможность связно повторять услышанное.

Симптомы аграматизма у детей проявляются уже в 2-3 года. Ребенок позднее начинает говорить, использует упрощенные предложения, с трудом понимает обращенные к нему длинные фразы и не согласовывает слова между собой. Уже к 4 годам у детей должны быть сформированы основные правила составления слов в предложении и их согласования. Дети с аграмматизмом с трудом учатся в школе, у них могут наблюдаться тяжелые нарушения речи, а из-за затруднения в освоении большого объема информации ухудшается успеваемость.

У взрослых аграмматизм характеризуется следующими признаками:

  • Простотой и бедностью речи – больные с трудом выстаивают и почти не используют в своей устной и письменной речи развернутые предложения, включающие дополнительные и второстепенные члены предложения.
  • Медленностью восприятия и воспроизведения речи – так как усвоение информации и ее воспроизведение требует от больных дополнительных усилий, то им требуется больше времени на понимание, поддержание разговора или ответа на вопрос.
  • Не использованием служебных частей предложения – характерно «опускание» в речи предлогов, вспомогательных глаголов и местоимений.
  • Затруднением восприятия предложений с нетипичным построением, измененным порядком слов или использованием метафор, гипербол и так далее.

Лечение

Аграмматизм – это сложное неврологическое расстройство, которое требует комплексного лечения у невропатолога с обязательными занятиями у логопеда, педагога и других специалистов.

Преодоление аграмматизма – процесс длительный и начинать лечение нужно при появлении первых признаках патологии, ведь чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов на выздоровление.

В лечении используют:

  • Медикаменты – Пирацетам, Ноотропил, Кортексин, Церебролизин, Нейромультивит, Пантокальцин и так далее.
  • Физиотерапию – лазеротерапию, электромагнтиную терапию, дарсонваль, микротоки и так далее.
  • Логопедический массаж.
  • Логопедические упражнения
  • Консультации психолога.

Аграмматизм симптомы

Все симптомы напрямую зависят от степени проявления заболевания, которые проявляются в недостатках фонематического строя речи и лексики.

Симптомы аграмматизма проявляются в том, что дети начинают говорить гораздо позже положенного срока. Возникновение фразовой речи происходит после 2-3-х, или даже 4-х лет. Речь малышей зачастую наполнена аграмматизмами, характеризующимися неправильным применением грамматических форм.

Часто родители не обращают внимание на нарушения в речи малыша. Их успокаивает тот момент, что звукопроизношение в норме, и значит ребенок со временем, полагают они, научится правильно согласовывать словосочетания. Такой ребенок успешно может овладеть программой первого класса, включающую грамоту, а также усвоить звуковую структуру слов. Однако у ребенка возникают непреодолимые трудности в овладении морфологическими принципами письма. И только после этого, в состоянии недоумения, родители обращаются к специалистам (логопеду, неврологу). Учитель фактически сразу обнаруживает, что ребенку не под силу усвоить правила склонения слов по родам, падежам, числам. Это отмечается в неправильном согласовании слов, а также написании окончаний слов. Школьник пишет аграмматично (вопреки правилам грамматики). Например, «длинный лента», «на окну».

Согласно возрастным умениям, правильно согласовывать слова ребенок должен к 4-м годам. И к этому возрасту ошибки в речи не являются нормой. Если ваш ребенок допускает ошибки типа «около столу», «деревы», необходимо получить консультацию у специалистов.

Что касается правил словообразования с помощью приставок, а также суффиксов, то этими умениями ребенок овладевает гораздо позже, к 7-8-ми годам. В возрасте 7-8 лет школьник должен согласовать слова между собой, а также образовывать новые слова. В случае если этого не происходит, то диагностируют аграмматизмы у детей.

Аграмматизмы у детей-школьников обнаруживаются сразу при поступлении в учебное заведение. У детей отмечаются дефекты произношения, несформированный лексико-грамматический строй, фонематическое восприятие, а также связная речь.

Аграмматизмы у детей в 7-8 лет проявляются наиболее отчетливо. Именно в этот период дети уже овладевают грамотой, а также начинают изучать грамматические правила. Предпосылками к этому выступает бедность словарного запаса. И как показывают исследования, именно по причине бедности словарного запаса, а также неточностей в понимании лексического значения слов происходит это нарушение.

Ссылка на основную публикацию
Похожее