Симптомы
Основные признаки СДВГ включают гиперактивность, проблемы с вниманием и импульсивность.
Гиперактивность – это состояние, при котором уровень активности и возбуждения ребенка превышает общепринятые нормы, создавая трудности как для него самого, так и для окружающих. При этом ребенок быстро утомляется и не способен самостоятельно контролировать свои эмоции.
Признаки гиперактивности:
- Ребенок постоянно находится в движении.
- Не может оставаться на месте, когда это необходимо.
- Проявляет чрезмерную и бесцельную двигательную активность.
- Не способен тихо и спокойно играть.
- Постоянно находится в движении.
- Отличается чрезмерной разговорчивостью и другими проявлениями.
Нарушение внимания – это ключевой симптом СДВГ. Внимание представляет собой сложный процесс, позволяющий воспринимать информацию из окружающей среды или внутренние ощущения. При нарушении внимания (отвлекаемость, невнимательность, дефицит внимания) происходит быстрое переключение на новые объекты из-за случайных ассоциаций или внешних раздражителей, что затрудняет сосредоточение на главном.
Признаки невнимательности:
- Ребенок не обращает внимания на детали и допускает множество ошибок.
- С трудом удерживает внимание при выполнении школьных и других заданий.
- Не слушает, когда к нему обращаются.
- Не может следовать инструкциям и завершать начатое.
- Не способен самостоятельно организовать выполнение задач.
- Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
- Часто теряет свои вещи.
- Легко отвлекается.
- Проявляет забывчивость и другие признаки.
Импульсивность – это недостаток самоконтроля в определенных ситуациях. Такие дети быстро реагируют на происходящее, не дожидаясь указаний, что приводит к неадекватной оценке задач. В результате они могут проявлять небрежность, невнимательность и легкомысленность, не осознавая потенциально негативные последствия своих действий. Импульсивные дети часто подвергают себя ненужному риску, стремясь продемонстрировать смелость или угодить сверстникам, что может привести к несчастным случаям.
Признаки импульсивности:
- Ребенок быстро отвечает на вопросы, не задумываясь.
- Не может дождаться своей очереди.
- Мешает другим, перебивает их и проявляет другие подобные действия.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является распространенным неврологическим расстройством, которое проявляется в детском возрасте. Врачи отмечают, что основные симптомы включают трудности с концентрацией, импульсивность и гиперактивность. Эти проявления могут значительно затруднять учебу и социальное взаимодействие. Специалисты подчеркивают, что важно не только диагностировать СДВГ, но и понимать, что это расстройство может проявляться по-разному у разных детей.
Лечение СДВГ часто включает комбинацию медикаментозной терапии и поведенческой коррекции. Врачи рекомендуют родителям активно участвовать в процессе, создавая поддерживающую среду и устанавливая четкие правила. Также полезно сотрудничать с педагогами, чтобы адаптировать образовательный процесс к потребностям ребенка. Важно помнить, что ранняя диагностика и комплексный подход к лечению могут значительно улучшить качество жизни детей с СДВГ и помочь им реализовать свой потенциал.

Причины
На сегодняшний день точные причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) остаются неясными, однако его нейробиологическая основа очевидна. Установлено, что происходит сбой в формировании связей между различными структурами мозга, отвечающими за процессы самоконтроля и поведенческого торможения. Это приводит к искажению механизмов, необходимых для нормальной координации обучения и памяти, обработки информации и поддержания внимания.
В результате наблюдаются следующие нарушения:
- контроль адекватной обработки информации, при этом различные зрительные, звуковые и эмоциональные стимулы становятся чрезмерными для ребенка;
- затруднения с поведенческим торможением (сдерживанием);
- сложности в организации, планировании и управлении психическими процессами;
- проблемы с поддержанием внимания и отвлечением от посторонних факторов;
- трудности с внутренней речью;
- недостаточная рабочая (оперативная) память;
- затруднения в предвидении и прогнозировании будущих событий;
- проблемы с оценкой прошедших событий и допущенных ошибок спустя время;
- недостаточная гибкость, способность к изменению и пересмотру планов;
- трудности в выборе приоритетов и распределении времени;
- смешение эмоций с реальными фактами.
Все эти факторы могут вызывать у ребенка чувство тревоги, раздражительность и агрессивность.
Существуют убедительные доказательства генетической предрасположенности к СДВГ, и наследственный характер этого расстройства подтверждается более чем у 50% пациентов. Однако не найден единственный ген, ответственный за проявление симптомов; в развитии СДВГ участвует множество генов, влияющих на различные процессы обмена нейромедиаторов в головном мозге и других системах.
Кроме того, неблагоприятное течение беременности и/или родов также может способствовать развитию СДВГ. Факторы, такие как хроническая гипоксия плода, гестозы, эклампсия, первая беременность, возраст матери (моложе 20 или старше 40 лет), длительные роды, недоношенность, переношенность и внутриутробная гипотрофия, могут стать причиной СДВГ, поскольку признаки раннего органического повреждения центральной нервной системы выявляются более чем у 80% детей с этим расстройством.
Помимо биологических факторов, также выделяются социально-психологические аспекты, включая внутрисемейные проблемы, такие как низкий социальный статус семьи, наличие криминального окружения, серьезные конфликты между родителями и алкоголизм у родителей. Часто наблюдается сочетание нескольких факторов, которые сами по себе не вызывают СДВГ, но могут усугублять симптомы и затруднять адаптацию ребенка.
| Аспект | Описание | Что делать |
|---|---|---|
| Что такое СДВГ? | Нейробиологическое расстройство развития, характеризующееся стойкими паттернами невнимательности, гиперактивности и/или импульсивности, которые мешают функционированию или развитию. | Обратиться к специалисту (невролог, психиатр, психолог) для диагностики и разработки плана лечения. |
| Как проявляется? | Невнимательность: трудности с концентрацией, забывчивость, неспособность доводить дела до конца, легко отвлекается. Гиперактивность: чрезмерная двигательная активность, беспокойство, трудности с сидением на месте. Импульсивность: перебивает, действует без обдумывания, трудности с ожиданием своей очереди. |
Вести дневник наблюдений за поведением, фиксировать конкретные проявления. Это поможет специалисту в диагностике. |
| Причины | Точные причины неизвестны, но предполагается комбинация генетических факторов, особенностей развития мозга и факторов окружающей среды. | Помнить, что СДВГ — это не вина человека, а особенность его нервной системы. |
| Диагностика | Основывается на тщательном сборе анамнеза, наблюдении за поведением, использовании стандартизированных опросников и исключении других возможных причин. | Не заниматься самодиагностикой. Доверять только квалифицированным специалистам. |
| Лечение и коррекция | Медикаментозное: стимуляторы ЦНС, нестимуляторы (по назначению врача). Психотерапия: когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), тренинг родительских навыков, социальные навыки. Изменение образа жизни: структурированный распорядок дня, здоровое питание, достаточный сон, физическая активность. |
Строго следовать рекомендациям врача. Активно участвовать в психотерапевтических программах. Создавать поддерживающую и структурированную среду. |
| Поддержка в школе/на работе | Индивидуальный учебный план, дополнительные перерывы, помощь в организации рабочего места, использование вспомогательных технологий. | Сотрудничать с учителями/руководством, информировать их о диагнозе и потребностях. |
| Самопомощь и стратегии | Использование планировщиков, напоминаний, разбивка задач на мелкие шаги, техники релаксации, развитие осознанности. | Экспериментировать с различными стратегиями, чтобы найти те, которые работают лучше всего. |
| Прогноз | СДВГ — хроническое состояние, но при правильном лечении и поддержке люди могут успешно адаптироваться и достигать своих целей. | Сохранять оптимизм и верить в свои силы. Искать поддержку в сообществах людей с СДВГ. |
К какому врачу обращаться
Диагностика и терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) осуществляется психиатром. В некоторых случаях может потребоваться консультация других специалистов, таких как педиатр, невролог, окулист, гинеколог, патопсихолог или нейропсихолог.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическое расстройство, которое проявляется в трудностях с концентрацией, импульсивности и гиперактивности. Люди с СДВГ часто испытывают проблемы в учебе и социальной адаптации. Симптомы могут варьироваться: от постоянного беспокойства и трудностей с организацией до забывчивости и легкой отвлекаемости. Важно понимать, что это не просто «плохое поведение», а медицинское состояние, требующее внимания.
Для поддержки людей с СДВГ рекомендуется комплексный подход: психотерапия, медикаментозное лечение и специальные образовательные программы. Родителям и педагогам стоит обучаться методам работы с такими детьми, чтобы создать для них комфортную среду. Осознание проблемы и открытое обсуждение СДВГ помогают снизить стигматизацию и улучшить качество жизни как детей, так и взрослых с этим расстройством.

Диагностика
Диагностику синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у психиатра следует проводить, если у ребенка дошкольного или школьного возраста наблюдаются высокая двигательная активность и проблемы с вниманием, которые затрудняют обучение, установление социальных связей и другие виды деятельности, несмотря на то, что уровень его интеллектуального развития соответствует возрастным стандартам.
Процесс диагностики СДВГ можно условно разделить на несколько этапов:
-
Психиатрическое обследование, в ходе которого анализируется история развития заболевания (анамнез), полученная от самого ребенка, его родителей и людей, знакомых с его поведением в повседневной жизни. При этом могут использоваться специальные диагностические шкалы.
-
Физикальный (клинический) осмотр, который сначала проводит психиатр, а затем, при необходимости, подключаются невролог и педиатр. В процессе обследования оцениваются различные органы и системы, выявляются сопутствующие заболевания, а также обращается внимание на внешние аномалии развития (например, форма головы, незаращение неба и др.), следы травм (рубцы, шрамы и т. д.), а также следы от инъекций и прочее.
Кроме того, могут быть назначены:
- клинические и биохимические анализы крови;
- реакция Вассермана и тесты на ВИЧ;
- клинический анализ мочи;
- ЭКГ и другие исследования.
При наличии соответствующих показаний могут быть рекомендованы консультации с педиатром, неврологом, окулистом, гинекологом, патопсихологом, нейропсихологом, а также дополнительные лабораторные и инструментальные исследования и токсикологические тесты.
Лечение
На сегодняшний день ни один из существующих методов лечения не демонстрирует полной эффективности в терапии СДВГ. Тем не менее, лечение должно быть «мультимодальным», что подразумевает участие в реабилитационных программах врачей, психологов, социальных педагогов, а также родителей и учителей.
Что касается медикаментозного лечения, то первоочередными препаратами являются психостимуляторы и атомоксетин. При необходимости могут быть назначены нейролептики и антидепрессанты. Дозировка и продолжительность приема назначаются исключительно лечащим врачом на основании показаний. Лекарственная терапия всегда должна сочетаться с немедикаментозной поддержкой. Эффективность лечения определяется его комплексным подходом, который включает фармакотерапию, психосоциальные вмешательства и психотерапию.

Вопрос-ответ
Как понять, что у тебя синдром дефицита внимания и гиперактивности?
Состояние проявляется тремя основными признаками: повышенной активностью и возбудимостью (гиперактивность), импульсивностью и нарушением способности концентрировать внимание. В России СДВГ диагностируется приблизительно у 7–16% детей.
Какой интеллект у людей с СДВГ?
Диагностические критерии СДВГ по классификации МКБ-10. Начало расстройства должно быть до 7 лет, продолжительность его не менее 6 месяцев, а коэффициент интеллекта (IQ) пациента выше 50.
Советы
СОВЕТ №1
Постарайтесь создать структурированную и предсказуемую среду для ребенка с СДВГ. Регулярный распорядок дня поможет ему лучше организовать свое время и снизить уровень стресса.
СОВЕТ №2
Используйте визуальные подсказки и напоминания, такие как графики, списки задач и таймеры. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в своих обязанностях и задачах, а также повысит его самостоятельность.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на физическую активность. Регулярные занятия спортом или активные игры могут помочь снизить гиперактивность и улучшить концентрацию внимания у детей с СДВГ.
СОВЕТ №4
Не забывайте о поддержке и понимании. Общение с другими родителями, чьи дети также имеют СДВГ, может быть полезным. Обмен опытом и советами поможет вам лучше справляться с трудностями.